<< НАЗАД | ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Блэктон действительно не сумел эстетически осмыслить сделанное им техническое открытие, не осознал его художественных возможностей как средства образной характеристики персонажа. Эта историческая задача выпала на долю французского художника Эмиля Коля - подлинного зачинателя рисованной мультипликации как вида киноискусства. Мастер со своим собственным графическим почерком, он и в динамическом, пластико-анимационном решении образных структур создал свой оригинальный стиль, отличающийся лаконизмом, раскованностью и изобретательностью поэтических превращений, окрашенных индивидуальным видением и выразительной комедийной и сатирической трактовкой. Демонстрация первого фильма Эмиля Коля "Фантасмагория", длившегося около двух минут, произошла 17 августа 1908 года в парижском театре "Жимназ". В отличие от талантливого самоучки Рейно, стремившегося создавать основанные на интриге бытовые жанровые сценки, Эмиль Коль - ученик известного французского художника Андрэ Жилля, профессиональный график, сотрудничавший в журналах, для которых он делал сатирические "рассказы в картинках", - переносит на экран условный стиль журнальной карикатуры, отличающийся обобщенностью и гротескностью. Человек разносторонний, наделенный юмором, он помимо журнальной работы, которая не полностью его удовлетворяла, занимался фотографией, сочинял комедийные сценки для небольших театров, расположенных на парижских бульварах. Этот круг интересов, естественно, приближал его к кино. Парадоксально, но именно конфликт, связанный с нарушением авторских прав - бесцеремонным использованием кинофирмой Гомон одного из придуманных им сюжетов, - привел Коля на студию. Конфликт был быстро улажен, художник тут же был приглашен работать на студию мастером трюков, то есть стать тем, что в американской мультипликации получило название "гэгмен". Затем, став оператором, он помножил свой опыт художника на опыт кинематографиста - трюковое искусство получило кинематографическое воплощение. Идея рисованного фильма, рожденная Рейно, была соединена с люмьеровским изобретением, кинопленкой и киноаппаратом. Родилось рисованное кино, такое, каким мы его знаем, в принципе, и сегодня. Сравнивая двух режиссеров - Блэктона и Коля, итальянский критик Джанн Альберто Бендацци отмечает, что в то время как "в своей заботе о правдоподобии заокеанский кинематографист всегда очень осторожно допускал присутствие условного рисованного мира рядом с миром реальным, француз, наоборот, тотчас же погружался в мир графический и дал жизнь приключениям рисованных фигурок, уже абсолютно независимых от подлинно живых персонажей". Наблюдение, думается, верное. Обобщенность, подчеркнутая условность решений, которыми с первых же фильмов отличается творчество Эмиля Коля, объясняются не только чисто техническими сложностями (он сам рисовал каждый кадр и не знал еще техники отдельно написанного фона), необходимостью подготовить для одной небольшой ленты тысячи рисунков и отсюда стремлением к предельной лаконичности, но и художественными устремлениями и склонностями мастера. Разрабатывая и утверждая основы нового искусства, систему принципов, из которых оно должно исходить, он увидел специфику его выразительных возможностей именно в близости к гротеску и фантастике, карикатурной заостренности изображаемого. В этом отношении характерно уже и само название "Фантасмагория", и то, что постоянными героями Коля становятся "фантоши", напоминающие плоских марионеток, и сама стилистика рисунка, идущая от броской журнальной карикатуры, и широко используемый "принцип негатива" (из-за чего создавалось впечатление, что рисунки сделаны белой линией на черном фоне). Трансформация, трюки, заимствования традиционных сюжетов и приемов народной пантомимы и кукольного театра, стилистика "примитива" и детского рисунка, серийность - все это было предугадано и найдено Колем и получило затем распространение в мультипликации, стало для целых направлений рисованного фильма "грамматикой" его художественного языка. Многие из находок Коля в преображенном, переработанном виде появлялись через десятилетия в картинах других мультипликаторов: куры, несущие будильники, летающие люди, "оживающие" микробы и предметы обихода (в том числе спички), впервые введенные основателем рисованного кино, стали обычным делом в современной мультипликации. Успех "Фантасмагории" окрылил Коля. Через месяц он выпускает еще один фильм - "Кошмар фантоша", через два месяца - одну из лучших своих картин - "Драма у фантошей". За два первых года, проявив необычайную работоспособность, он создал более тридцати картин, а всего по составленному им самим списку их вместе с натурными трюковыми фильмами более трехсот. Персонажи Коля дрались на дуэли, протыкали друг друга зонтиками, встречались с фантастическими чудовищами с человекообразной головой и глазом на хвосте, участвовали в рискованных цирковых представлениях, совершали всевозможные похождения и фокусы. Простота сюжета и схематизм персонажей гармонировали, составляли стилистическое единство, оставляя простор для фантазии, ассоциативного восприятия зрителя.
<< НАЗАД | ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Hosted by uCoz